Планы по принуждению госкомпаний к импортозамещению

«Коммерсантъ» рассказал, что правительство занимается разработкой поправок к закону о госзакупках и закупках госкомпаний, которые могут позволить обходить правила ВТО и закупать продукцию преимущественно отечественных поставщиков.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил до 15 мая Минфину, Минэкономики и Минпромторгу подготовить поправки к закупочному законодательству для упрощения процессов и процедур при закупках отечественной продукции.

Преференциальные режимы в госзакупках (по 44-ФЗ) де-факто уже решено оптимизировать. В закупках госкомпаний (по 223-ФЗ) остаются развилки: Минпромторг настаивает на ужесточении контроля и ответственности за невыполнение требований, Минфин напоминает об обязательствах РФ перед ВТО. Параллельно ведомство уже ужесточает казначейский контроль за госАО. В условиях санкций для правительства может оказаться важнее эффективность госкомпаний — точечные запросы государства к госАО могут решаться директивно.

Как пишет «Коммерсантъ»: В докладе Владимиру Путину первый вице-премьер сообщает, что правительство уже занимается разработкой поправок к закону о госзакупках (44-ФЗ), но просит снять с контроля поручение о закупках госкомпаний (223-ФЗ) — запреты и ограничения на законодательном уровне невозможны из-за обязательств РФ перед ВТО. 

Так, в письмах в правительство от 2 и 7 февраля Минпромторг и Минэкономики настаивают на внесении поправок в 223-ФЗ, т.к. существующие инструменты поддержки отечественной продукции по 223-ФЗ требуют усовершенствования и единообразного применения на практике. Для этого предлагается ввести механизмы достижения госкомпаниями квот по закупке отечественной продукции и ее верификации по реестрам российской и радиоэлектронной продукции. А если заказчик опубликовал отчет о квотах с нарушениями (недостоверный, с опозданием, не разместили), переводить его закупки на механизмы 44-ФЗ.

В Минэкономики возможные механизмы контроля не конкретизируют, но предлагают лазейку для обхода правил ВТО: преференции отечественным товарам и услугам предоставляются только для удовлетворения госнужд и выполнения госцелей, а не для коммерческой перепродажи.

В Минфине напоминают, что для 223-ФЗ уже создан механизм квотирования закупок отечественных товаров. Одновременно Минфин работает над оптимизацией механизмов импортозамещения по 44-ФЗ. Из доклада А.Белоусова следует, что вместо правила «третий лишний» (отказ от иностранного товара при наличии двух российских предложений) заработает правило «второй лишний» (отказ от импорта при наличии хотя бы одной альтернативы из РФ) — перечень товаров для этого правила будет единым. Правительство внесет в отдельный перечень позиции, по которым закупка импорта запрещена и автоматизирует процесс подтверждения российского происхождения продукции.

Т.к. санкции за нарушения требований запрета и ограничения на закупку госкомпаниями импорта бесполезны из-за отсутствия механизмов контроля их выполнения, проблемы есть и с подтверждением российского происхождения товаров — на практике российские поставщики зачастую перепродают госкомпаниям импорт. Как пишет «Ъ»: в Минпромторге считают, что эту проблему могла бы решить автоматизация процесса прослеживаемости страны происхождения закупаемых товаров.»

Оцените статью
РоСИ
Добавить комментарий