НИУ ВШЭ вместе с РСПП, Институтом исследований и экспертизы ВЭБа и фондом «Сколково» выпустили аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра». В нем исследователи предлагают рассмотреть семь стратегий импортозамещения для России, скомпонованных в три блока в зависимости от срока получения результатов.
Исследователи определяют импортозамещение как «выращивание» отечественных производств, способных полностью или частично заменить импортные товары отечественной продукцией со схожим функционалом. Это сопровождается и изменением товарной структуры импорта.
Мотивации в современной российской политике импортозамещения принципиально отличаются от существовавших ранее, констатируют авторы документа. До 2014 г. основными мотивами были развитие условий для занятости, диверсификация экономики, технологическая модернизация, обеспечение развития.
Введенные в 2022 г. ограничения (санкции) привели к переориентации импортозамещения в пользу достижения устойчивости экономики, восполнения провалов в цепочках создания стоимости, обеспечения технологического суверенитета, отмечается в исследовании. «Мировая история знает всего несколько примеров такой логики в политике импортозамещения — это, в частности, опыт ЮАР и Ирана».
Эксперты полагают, что текущая ситуация в отраслях промышленности не позволяет создать универсальную для всех секторов стратегию импортозамещения. «Для выбора могут быть рассмотрены 7 базовых стратегий, которые определяются ресурсными возможностями отраслей, горизонтом планирования, возможностями глобального позиционирования», – отмечается в материале. Согласно этим принципам, стратегии разделены на три блока.
В первый блок попали стратегии, результат реализации которых будет виден в долгосрочной перспективе. В частности, это мобилизационная активация НИОКР, которая имеет смысл либо в таких отраслях, как авиастроение и электроника, либо там, где уровень технологической готовности высок или может быть пройден в ускоренном темпе. В этот блок также попала стратегия реинтеграции в глобальные цепочки поставок на более выгодных условиях.
Во второй блок попали стратегии с результатами в среднесрочной перспективе. Среди них – адаптация и локализация импортных технологий, «дженериковая» модель, для которой потребуется принудительно лицензировать зарубежные продукты и реформировать институт интеллектуальной собственности, а также релокация в страны с низкими политическими рисками и цифровой апдейт. Последняя подразумевает рост выпуска продукции на существующих производственных линиях и/или развертывание новых за счет системной цифровой интеграции различных компонентов, отмечается в исследовании.
Третий блок – стратегия с результатами в краткосрочной перспективе, или переход на поколение технологий «-1» или «-2». Суть этого подхода в удовлетворении внутреннего потребления за счет упрощенных подменных продуктов, которые обеспечат пользователю базовую функциональность изделия. Такой подход может быть реализован за счет рационализации стандартов и снятия избыточных требований в техническом регулировании отдельных отраслей, поясняют исследователи.
Представитель Минпромторга отметил, что в исследовании речь идет именно о концептуальных подходах к импортозамещению, а не о новых документах стратегического планирования. Основой нового подхода к импортозамещению должны стать принципы развития внутренней конкуренции, первостепенной поддержки отечественных решений, а также формирование новых технологических цепочек и поиск новых партнеров среди дружественных стран, считает он. «Наиболее быстрый результат можно получить за счет снижения избыточных требований к продукции и рационализации стандартов производства с учетом текущих возможностей. В среднесрочной перспективе на первый план выходят механизмы обратного инжиниринга, развития человеческого капитала и цифровизации отраслей промышленности, а в долгосрочной – субсидирование НИОКР и частичная интеграция в доступные глобальные цепочки создания стоимости.»