Турция остановила транзит санкционных грузов, следующих через ее территорию в Россию. Первой об этой проблеме сообщила 9 марта радиостанция «Коммерсант-FM».
Официальных разъяснений от властей страны не поступало, но турецкие участники рынка объясняют ситуацию давлением со стороны ЕС.
Логисты давно ожидали закрытия транзитной схемы, при этом полностью ввоз санкционных товаров закрыт не будет — он лишь подорожает, поскольку теперь груз придется растаможивать с уплатой всех налогов и сборов, оформлять как турецкий и перевозить в Россию.
Остановку транзита санкционных грузов некоторые эксперты связали с недавним визитом в Турцию госсекретаря США Энтони Блинкена. Еще на прошлой неделе Минторг и Минфин США представили рекомендации по борьбе с обходом санкций против России. В ведомствах назвали подозрительными поставки товаров через Армению, Турцию и Узбекистан.
Часть собеседников “Ъ” считает, что проблема может быть решена через какое-то время и носит технический характер — они говорят об обновлении ПО и проблемах исключительно на уровне турецкой информационной системы NCTS. Однако большинство полагает, что закрытие транзитной схемы станет перманентным. Выход пока один — растаможивать груз в Турции, делать турецкий сертификат происхождения и отправлять груз на Россию, говорит собеседник. «Все проходит как обычная растаможка, ничего дополнительно пока не просили,— говорит он.— Времени три-четыре дня, не больше, плюс НДС (18%)».
Вероятнее всего, следующим шагом властей страны станет полный запрет на законодательном уровне реэкспорта товаров из западных санкционных пакетов в Россию, полагает коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский: «Если динамика событий окажется такой, то мы, безусловно, увидим увеличение транзитных сроков доставки и значительный рост стоимости товаров в России».
По информации Business FM турецкие таможенники обещают к понедельнику, 13 марта, наладить транзит грузов в Россию. Сообщается, что перебои были связаны с техническими сложностями при добавлении в электронную систему пропуска данных о десятом пакете европейских санкций.
По оценкам генерального директора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло, турецкий транзит грузов может составлять от 200 млн до 400 млн долларов ежемесячно. Блокировка таких объемов даже на несколько дней — это серьезный удар по российским импортерам.
Участники рынка 9 марта попросили Минпромторг РФ сделать официальные запросы в компетентные органы Турции для разъяснения ситуации.